Обсуждаем вопросы касающиеся конструктивного общения с продавцами техники, гарантии, сервисного обслуживания и прочееСамые элементарные советы:
1. Прежде чем что-то подписать, внимательно читайте что там написано и спрашивайте разъяснения, если вам что-то не понятно, вам обязательно объяснят. Если разъяснять отказываются, ничего не подписывайте без консультации с юристом.
2. Соблюдайте правила использования оборудования, установленные производителем.
3. Со всеми претензиями в отношении качества товара в течение гарантийного срока обращайтесь только к продавцу. Понятие «Сервисный центр» не предусмотрено действующим законодательством в области защиты прав потребителей, в связи с чем Сервисные центры фактически ни чем не ограничены по срокам ремонта. Все попытки со стороны продавца направить Вас в сервисный центр являются нарушением действующего законодательства - ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой «Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.»
Общие рекомендации конструктивного общения с продавцами при выявлении в товаре недостатков
- Все общение только в письменной форме с четким пояснением заявленного Вами требования: ремонт, обмен товара, возврат денежных средств. При этом «обмен товара» - это не «обмен его на деньги», как часто пытаются убедить в «Связном» при составлении квитанции приема товара для проведения проверки качества. Впоследствии при подтверждении производственного недостатка товара, Вы сможете рассчитывать только на удовлетворение того требования, которой изъявили изначально.
Все претензии печатаются в 2-х экземплярах - один отдается продавцу, второй с подписью и, желательно, с печатью продавца, подтверждающими вручение претензии, возвращается вам.
- Для обращения к продавцу с любым требованием, предусмотренным ст. 18 ЗоЗПП (ремонт, обмен, возврат), наличие полного комплекта товара, а также подтверждающих его приобретение документов, необязательно. При этом с любым из указанных требований вы вправе обратиться в любое торговое представительство (салон связи) продавца.
- При обращении с претензией к продавцу и при передаче товара для последующего возврата денежных средств, обмена товара, ремонта внимательно читайте подписываемые Вами документы (Акт приема-передачи оборудования, Акт установления брака). В указанных документах не должно быть противоречия с заявленным вами требованием. Если вы требуете вернуть деньги за товар, то в указанных документах не должно быть слов «ремонт» («устранение недостатков») или «обмен». При выявлении подобных противоречий требуйте незамедлительного их устранения до подписания документа. Если продавец отказывается (возможные отговорки: «компьютер не позволяет вносить изменения в этот бланк», «нам запрещено это делать»), то собственноручно зачеркивайте неверные требования и дописываете свои (изменения вносятся в оба экземпляра документов - в ваш и продавца), заверяете изменения своей подписью.
- Внимательно до подписания читайте раздел оформленных документов, где описывается состояние товара. Все повреждения, при их наличии, должны быть детально описаны с указанием места их обнаружения. Недопустимо использование общих фраз: «царапины», «сколы», «потертости», «б/у». И также впоследствии при получении товара из ремонта, проверяйте его состояние до подписания документов о его получении.
Исчисление сроков в российском законодательстве (гражданское право)
- Сроки в гражданском праве РФ исчисляются со дня следующего за правоустанавливающим событием. То есть срок удовлетворения заявленного в претензии требования начинает исчисляться со следующего дня после вручения претензии - если претензия с требованием возврата денежных средств вручена продавцу 01.12.2014 года, то первым днем 10-дневного срока будет 02.12.2014 года, а последним днем для удовлетворения требования будет 11.12.2014 года.
- Если последний день срока выпадает на выходной день, то он переносится на следующий за выходным (выходными) рабочий день. То есть, если, например, последний день срока возврата денежных средств выпадает на субботу, то он переносится на ближайший понедельник, и соответственно возврат денег в понедельник не будет являться нарушением установленного законом срока.
- В Законе РФ «О защите прав потребителей» для исчисления сроков не используется понятие рабочий день. Таким образом, выходные дни входят в установленные законом сроки и не продляют их.
Рекомендации по конкретным ситуациям с неисправным товаром
- Если с момента покупки технически-сложного товара и до момента выявления его недостатка прошло менее 15 дней, вы вправе потребовать возврат денежных средств при любом недостатке. При этом я рекомендовал бы вам при передаче товара (как правило для проведения проверки его качества) обращаться к продавцу со своей
претензией (ссылка кликабельна). Данный документ, в получении одного экземпляра которого распишется продавец, в дальнейшем сможет подтвердить ваше требование о возврате денежных средств, а также (в представленном варианте) будет подтверждать согласие продавца с наличием с товаре недостатка.
- Если вы сдали устройство в ремонт, а продавец нарушил установленный действующим законодательством 45-дневный срок устранения недостатков (тем самым предоставил вам законную возможность требовать возврат денежных средств), то можно поступить следующим образом:
- на 46-й день ремонта вручить продавцу претензию (ссылка кликабельна). Тем самым вы обезопасите себя от возможного заявления продавца, что товар был отремонтирован вовремя, но вы просто не обратились за его получением из ремонта. А затем, после пояснения продавца, что ваша претензия будет рассмотрена руководством (или юридическим отделом), вручить ему вторую претензию (ссылка кликабельна).Тем самым вы лишите продавца какой-либо возможности оправдаться за допущенное нарушение сроков ремонта и он будет вынужден вернуть вам деньги за товар.
Потребительский экстремизм в России
В википедии дано очень точное определение потребительскому экстремизму:
Потребительский экстремизм - поведение потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях.
Но в России свое понимание "потребительского экстремизма", значительно отличается от определения в википедии.
Интернет и телевидение не совсем верно истолковывают это понятие. В России не выйдет пролить на себя чашечку горячего кофе и отсудить за это с продавца компенсацию в 160 тысяч $ (Стелла Либек, премия Стеллы).
В России, зачастую, под потребительским экстремизмом подразумевают (точнее, так нам пытаются навязать труженники бизнеса) давно затоптанное в землю проявление гражданином своей гражданской активности ("тварь я дрожащая, или право имею"). С наглой и циничной подачи продавцов, исполнителей и их ассоциаций (а порой и некоторых общественников и общественных организаций) через СМИ, происходит намеренное искожение этого понятия.
Отказался от исполнения договора в связи с просрочкой в один день - Ты ПЭ, не мог подождать еще денек, войти в положение продавца. И не важно, что потребитель имеет законное право больше не ждать.
Потребовал двухкратную стоимость испорченной в химчистке вещи - Ты ПЭ, "по честному" не захотевший довольствоваться однократным возмещением. И не важно, что такое право прописано в законе.
Подал в суд и отсудил 7-кратную сумму изначального долга - Ты ПЭ, снявший последнюю рубаху с бедного исполнителя. И не важно, что хам-ответчик почти год кормил тебя пустыми завтраками.
Выйграл 50 судов по защите прав потребителей - Ты ПЭ. И плевать, что ты возмущенный нынешнем положением дел в ЖКХ пенсионер, жаждущий справедливости для себя и других граждан.
Заставил X5 Retail Group оплатить свои же покупки у них, срубив помимо этого двухкратную сумму сверху, благодаря недостоверной информации в рекламой акции сети - Ты ПЭ. И ничего, что не всегда удается хотя бы даже отбить лишнюю переплаченную копейку из-за несоответствия стоимости на ценнике и кассе.
Изменил типовой образец кредитного договора с банком, обнулив проценты по кредиту, внеся дополнительные условия о неустойке в свою пользу - Ты ПЭ, мошенник, обманщик. И ничего, что банки сами пользуются мелким шрифтом, в одностороннем порядке изменяют условия договора, вносят в договор противоречащие законодательству условия, передают информацию третьим лицам, навязывают дополнительные услуги и пр. и пр., и что никто, в свою очередь, не мешал банку прочесть такой договор перед подписанием.
Потребовал 5 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда за блюдо из морских моллюсков, ракушка из которого врезалась в пищевод и привела к инвалидности - ты ПЭ. Почему? Но ведь не умер же, вот почему.
Пристыженный российский "потребительский экстремизм", которым потребитель защищает свои законные права и рассчитывает ровно на то, что прописано в законе или договоре (и не более того), и не имеющий ничего общего с потребительским экстремизмом на западе, преподносится как нечто постыдное. Не стыдно и привычно-допустимо нарушать одной стороне, но стыдно и порицательно другой стороне пользоваться правами, позволяющими обогатиться. Да какое там ''обогатиться'', громко сказано - заработать хотя бы на ''детям-мороженое, бабе-цветы''. Ведь одним ''извините, был не прав'' сыт не будешь, потраченные силы, время и нервы не компенсируешь.
Можно конечно подумать, что корыстный замысел отсудить побольше денег (в сравнении со стоимостью товара, работы или услуги) это непорядочно. Но чем изначально он был вызван? Действиями виновной стороны, нарушившей условия договора, права потребителя, заставшей потребителя тратить дополнительное время, силы, нервы и средства на защиту своего права. Все это должно возмещаться, причем справедливо, а не так, как это сложилось, когда в наших судах, в соответствии с действующим законодательством, соразмерность присужденных сумм за причинение вреда здоровью, имуществу потребителей, нарушению иных их прав, оценивается, как правило, крайне несправедливо, если не сказать, что смехотворно мало. Продавец (исполнитель) должен осознавать риск своей деятельности и серьезность последствий за нечестную игру, только это заставит его работать добросовестно. А пока, с позволения действующего законодательства, все риски сведены к сущим копейкам, и нарушение прав потребителей приносит бОльшую выгоду, чем их соблюдение.
Возможные официальные представители продавцов на форуме (к сожалению все забанены)
Глоссарий для жителей Украины. Автор -
leinsprod_, (возможность проверки информации куратором отсутствует)
План дій, при виявленні недоліків товару, під час гарантійного терміну.Версія на українській мові
1. Письмово звертаємось до магазину з вимогою усунути недоліки (або з іншою вимогою згідно з
Статтею 8 Частиною 1) в термін зазначеним у
Стаття 8 Частина 9 ЗУ "Про захист прав споживачів"(14 календарних днів, де час на доставку, вихідні - не враховуються). У заяві вказуємо: марку/модель/колір/модифікацію товару, який недолік був виявлений, а також комплектацію, в якій був переданий товар до рук представників (чохол, захистне скло, карта пам'яті, USB кабель, зарядний пристрій та інше). Другий екземпляр з печаткою магазину залишаємо собі.
2. При потребі пишемо заяву з вимогою надати аналогічний товар, на час гарантійного ремонту, з обмінного фонду магазину (
Стаття 8 Частина 9 ЗУ "Про захист прав споживачів").
3. При поверненні магазину товару у Ваші руки повністю перевіряємо технічний стан телефону та його комплектацію. Така процедура робиться до того, як підписати розписку про відмову претензій до магазину (якщо така є).
3. А) якщо Ви залишились незадоволеним гарантійним обслуговуванням, то достатньо написати на місці заяву на ім'я керівника магазину/керуючого компанії, де зазначити свої невдоволення (при тому товар Ви маєте право забрати) та вимагати відшкодування за причинами, зазначеним в
Статті 10 Частині 3 ЗУ "Про захист прав споживачів". Відповідь на звернення Вам повинні надати у термін, визначений у
Статті 20 Закону України "Про звернення громадян" (до 30 календарних днів).
Посилання на Закони України використані у інструкції: Версия на русском языке
//скоро будет//
Документи: Некоторые примеры заявлений были взяты с открытых источников. Отдельное спасибо юристам, которые давали бесплатную помощь в Телеграм-боте "Мій юрист" (лично мне). Опубликовал лишь то, чём сам пользовался. Успешно или нет скоро узнаем).
Мнение участников форума по вопросу пределов сохранения "товарного вида"
Краткий экскурс по ГПК РФ и смежному законодательству в области защиты прав потребителей (в стадии наполнения)
Является претензионный порядок обязательным перед обращением в суд?
До подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ. (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"
В какой суд подавать исковое заявление?
Если цена иска (сумма исковых требований) не превышает 100.000 (ста тысяч) рублей, то исковое заявление рассматривается мировым судом. В остальных случаях исковое заявление подлежит подаче в районный суд.
Территориально исковое заявление по выбору потребителя может быть подано:
- по месту заключения или исполнения договора;
- по месту нахождения или жительства ответчика;
- по месту жительства истца.
Если место заключения договора дистанционной купли-продажи установить не представляется возможным, то указанный договор считается заключенным по месту проживания потребителя.
Суд требует указать в исковом заявлении место проживания/регистрации индивидуального предпринимателя. Что делать?
Большинство индивидуальных предпринимателей стараются не афишировать адрес своего проживания или регистрации. При этом формулировка п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ не совсем ясно отображает необходимость указания в исковом заявлении места жительства или регистрации индивидуального предпринимателя, чем зачастую пользуются судьи, оставляя исковое заявление без движения.
Для получения адреса регистрации ИП нужно обратиться в любую территориальную налоговую инспекцию или в многофункциональный центр с письменным запросом о предоставлении сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя.
В запросе сообщите следующие Ваши сведения:
- ФИО;
- ИНН (если есть);
- контактный телефон;
- почтовый адрес или адрес электронной почты;
- реквизиты паспорта.
В тексте запроса укажите:
- суть обращения. Его можно сформулировать так: прошу сообщить сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя;
- ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства которого запрашивается;
- ИНН или ОГРНИП индивидуального предпринимателя, адрес места жительства которого запрашивается;
- способ получения ответа. Ответ в виде бумажного документа получают непосредственно в месте подачи запроса, в электронной форме - отправляют на адрес электронной почты.
В момент приема письменного запроса заявителю нужно предъявить паспорт.
По просьбе заявителя на втором экземпляре запроса должны сделать отметку о приеме, указать фамилию, инициалы и должность специалиста, который принял запрос, дату приема запроса.
Срок для предоставления ответа на запрос – 5 дней.
Чтобы узнать, в какое отделение обратиться, нужно воспользоваться сервисом на сайте ФНС. Также там можно узнать реквизиты для оплаты государственной пошлины, которая составляет 200 рублей для получения сведений в общем порядке, если адрес нужен срочно (предоставление данных в течение одного рабочего дня) — то 400 рублей.
Изложенная в шапке информация основывается на личном опыте куратора и не является попыткой навязать данный порядок действий кому-либо. Предложения по наполнению шапки - приветствуются, обращаться в QMS, куратор темы Femida.it Сообщение отредактировал Femida.it - 19.02.23, 11:03Причина редактирования: Наполнение контентом - Краткий экскурс...