В общем, получил сегодня (точнее, уже вчера днем) долгожданный Pimax 8K, чудо свершилось наконец-то (хотя после Нового Года не особо уже в это верилось, да и вообще желание немного остыло).
Весь остаток дня и всю ночь провел за тестированием 8К с перерывами на еду, отложив в сторону все насущные дела и заботы на следующий день (ничего не мог с собой поделать просто, меня засосало внезапно )
В последнее время использую Lenovo Explorer (этой наиболее четкая гарнитура на мой взгляд на сегодняшний день, с наиболее высоким разрешением, с которой я смог начать ездить в автосимы и смотреть нормально фильмы, хотя SDE, конечно, присутствует, но терпимо. Pimax 4K не беру в рассчет, т.к. у него нет трекинга и контроллеров). Поэтому все сравнения будут в основном с Lenovo. А так владел Pimax 4K, Oculus Rift CV1, Samsung Odyssey.
А теперь, начнем с начала.
-------------------------------
1. Unboxing. Пришло в почтовой коробке, забирал в EMS лично (не стал дожидаться доставку). Внутри коробки была фирменная коробка Pimax с логотипом, немного помялась сбоку, но внутри все в полном порядке.
2. Конструкция
На первый взгляд 8К выполнен безупречно, хотя и присутствует некоторая угловатость, но это дань широкому FOV в первую очередь.
При более близком знакомстве с шлемом обнаруживаются некоторые нюансы. Сам
пластик на ощупь на стыках ощущается довольно тонким, и создается впечатление, что в этих местах он немного продавливается даже, играет между стыками. Это не очень приятно, но насколько я понимаю, такая небольшая толщина пластика обеспечивает сигнал к датчиками для отслеживания шлема (ничего не поделаешь, лишь бы не потрескалось, как у некоторых. Может черной изолентой пройдусь по стыками и острым краям на всякий случай.) А так - лежит в руках довольно приятно.
Линзы - они просто шикарные, в них хочется утонуть (что я с успехом и сделал, коек-как выплыл только что оттуда, чтобы написать наконец уже пару строк).
Все остальные элементы вопросов не вызывают: приятная мягкая отделка между линзами, крутилка IPD (очень важная "штука"), вход для наушников, USB-C вход и тд.
Температура: по замерами пирометром температура достигала 40 градусов по Цельсию во время перерывов между тестами (примерно в том месте, где провода вставляются).
Еще немного фото распаковочных:
3. Эргономика.
Здесь все очень даже хорошо. Стандартные ремни для крепления на голову мне неплохо подошли, шлем сидел как влитой. Они довольно удобно и быстро позволяют натянуть шлем на голову. Быстро регулируются.
Но был один нюанс.. То ли с непривычки, то ли я перезатянул ремни, но через какой-то время мне начинало давить на лоб, от этого лоб начинал прилично болеть, приходилось поправлять или снимать, чтобы прекратить боль.
И здесь я все-таки еще попробую усовершенствовать это крепление с помощью старых ремней от моего сломанного Pimax 4K. (еще и наушники туда перекину, если получится)
Подкладка для лица вполне себе интересная, мягко-упругая, довольно плотная, но лицо особо не потело, что примечательно.
Вес вопросов не вызывает, все в порядке, он и так всем известен. Не тяжело, все нормально, проблем нет, голову не заносит при поворотах :D
4. Программное обеспечение. Тут все в порядке на мой взгляд. Разработчики Pimax молодцы в этом плане и продолжают совершенствовать piTool постоянно, добавляя все новые и новые настройки.
Установил, подключил шлем, одну базовую станцию - все работает.
Мне вообще нравится, когда много настроек, и есть что покрутить для оптимизцаии и кастомизации под себя. piTool - очень удобное и легко осваиваемое приложение.
Единственный момент: параллельные проекции приходится включать/отключать. А так по большому счету особо и трогать нечего, настроив один раз.(лично я выставил PiTool 1.0, а SteamVR уже подстраиваю от нагрузки).
Вообще, неплохо было бы увидеть какие-то пресеты под разные игры (где бы разом настраивался нужный FOV, piTool, BrainWarp и тд).
IPD: ноль вопросов. Выставил свой родной 65мм IPD, все отлично. Что интересно, его можно регулировать программно в дополнение к физической крутилке.
5. Четкость - хорошая на мой взгляд, ожидал худшего после некоторых отзывов. Но все очень даже неплохо для меня в этом плане. По крайней мере по сравнению с Lenovo Explorer ухудшения точно не заметил.
Читабельность на высоком уровне. По крайней мере в кокпите автомобиля я могу читать все показания приборной панели вплоть до самых мелких. (при этом у меня зрение минус 3, близорукость. Но я всегда в VR без очков, тренирую так зрение, проблем не ощущаю в этом плане).
Фото через линзу из Assetto Corsa, 8K vs Lenovo:
6. Цвета отличные, довольно мягкие и более теплые, чем Lenovo вроде бы. Черный пока не оценил до конца, но вопросов у меня он не вызывает.. Насыщенность, контрастность - все присутствует + есть регулировки на каждый глаз в PiTool.
7. SDE, BrainWarp.. SDE - это тот самый камень преткновения практически во всех текущих шлемах. В 8К SDE все-таки присутствует. Но это лучше всех остальных шлемов (Odyssey+ в расчет не беру, т.к. не пробовал).
Сначала, когда я включил первую игру (AssettoCorsa), картинка в шлеме мне не очень понравилась. Одно дело, что SDE на горизонте все-таки было (но про него было чуть чуть легче забыть, чем в Lenovo Explorer, разница между ними реально небольшая в плане SDE. У Lenovo еще шаблон специфический кирпичами, который мозолит глаза. А тут вполне себе нормальный диагональный шаблон).
Другое дело, что у меня не было плавности. Я сравнил с Lenovo Explorer, там при 90Hz все было очень плавно, ощущение скорости прямо чувствовалось. А тут как-будто пропуски кадров были. Потом я уже понял, что работает умное сглаживание (или BrainWarp по другому). Я посмотрел налево, медленно ехав по треку, и заметил, что все объекты чуть-чуть двоятся. Но так и работает BrainWarp, ничего не поделаешь.(хотя в других играх он наоборот хорошо может помогать, но только не в играх, где важно ощущение скорости).
Выключив BrainWarp и настроив нативные 80 ФПС я наконец-то ощутил плавность и чувство скорости. При этом картинка стала намного приятнее, стало меньше лесенок и зазубрин, игра просто преобразилась. (а ведь у меня чуть не возникла уже мысль продавать Pimax 8K). И что самое главное - стало заметно, что SDE действительно ниже на 8К, чем у Lenovo Explorer. (но изначально было трудно отличить на самом деле из-за плохого качества картинки, отсутствия плавности.)
Определенно ни кому не рекомендую включать BrainWarp в гонках. (оно, конечно, играбельно, и если уж совсем не идет игра и не тянет система, то можно еще включать. Но пропадает большая часть ощущения скорости, плавности к сожалению..)
-----------------------------------------
Ну и, собственно,
снимки через линзу Pimax 8K vs Lenovo Explorer и vs Samsung Odyssey в игре Bloody Zombies. (контроллеров у меня нет, поэтому пока в этой игре только смог сравнить).
Pimax 8K vs Lenovo Explorer:
Pimax 8K vs Samsung Odyssey (OG):-------------------------------------------
8. Ну и самое главное, ради чего мы все ждали так долго выхода этих шлемов в свет - это, конечно, же
FOV (угол обзора).Честно говоря, я еще не успел толком прочувствовать угол обзора. Скажу, что - это просто очень приятно ощущается после шлема с маленьким углом, глаза раскрываются просто, можно косить ими в разные стороны, не поворачивая головы, это, блин, обалденно, и сходу дает преимущество во всем, во всех играх. Периферия начинает работать, как и в реальной жизни. (поэтому, собственно, особого эффекта "вау" как бы и не ощущаешь, но тут достаточно будет сравнить с любым другим шлемом, чтобы понять что такое широкий FOV. Это - свобода для глаз. Наконец-то :whistle: )
Кстати, изначально присутствовало некоторое ощущение носовой перегородки, но быстро про него забываешь. Вроде как и в реале нос между глазами же есть, и на него внимания не обращаешь, и тут также.
"Нормального FOV" вполне хватает, он уже огромный после обычных шлемов с стандартным FOV до 100 гр.
Даже "Small-FOV" уже настолько широк, что кажется большим после LEnovo Explorer, и он шире всех остальных шлемов в любом случае.
"Большой FOV" очень и очень приятный, практические безграничный, но пожирающий ресурсы.. В любом случае, если смогу, то буду и его использовать, он дает самую большую свободу для зрения :yes2: (хотя и нормальный FOV меня устраивает более чем)
9. Свитспот: огромный свитспот, даже никакого сравнение с Lenovo Explorer или Samsung Odyssey. Тут довольно обширное сладкое пятно, в которое легко и непринужденно попадаешь один раз при надевании шлема, и больше практически не беспокоишься по этому поводу, его хватает с избытком.
10. Искажения.
По краям не ощущал какого-либо искажения даже с "большим FOV".(я его просто не искал и не заметил даже. Может оно и есть, потом еще присмотрюсь).
Но, что интересно в SteamVR Home правым глазом почему-то замечаю какой-то синеватый край рендеринга как-будто. Причем в играх такого не вижу. И еще в SteamVR Home предметы с правого края при поворотах головы как-будто возникают из ниоткуда (немного запоздалый рендеринг. Опять же в играх такого нигде не замечал.)
(upd 1. Искажения по краям все-таки есть, особенно этой заметно на ровных прямых линиях, которые искажаются сверху и снизу у краев, как бы изгибаются. Это достаточно заметно в SteamVR Home, а в играх до сих пор не могу обнаружить это. В общем и целом это мне пока не мешало и не бросалось в глаза в принципе. )
Искажение, когда "мир движется вместе с вами". Да, такое искажение при поворотах головы в небольшой степени в SteamVR Home я заметил сразу. Но оно особо не отвлекало меня. А в играх вообще не заметно, хоть сколько вглядывайся. Просто его нет как-будто.
11. Задержки, 80hz. Задержек не заметил, все нормально. И вообще я рад, что мне не надо 90 FPS кочегарить, а надо лишь 80 :) При 80 нативных фпс без BrainWArp все плавно. (хотя при 90 Hz может и чуть чуть плавнее, но вряд ли это кто-то сможет заметить. Я не смог, но подозревал немного, что возможно на 90 Hz было бы плавнее, но доказать это самому себе у меня не получилось, увы :unsure: )
11. БликиБликов практически не видел. В темных сценах фильма, который я пробовал, бликов не заметил почти что. Чуть-чуть что-то по краю иногда промелькивало, но особо не мешало. Lenovo Explorer с его мутными линзами тут далеко-далеко позади. Там это жуть. А тут - почти незаметно. (хотя опыта в этом еще мало, может позже замечу - допишу обязательно)
13. ИгрыAssettoCorsa. После отключения BrainWarp я как-будто вышел на новый уровень качества и плавности. Все отлично. Лучше Lenovo Explorer во всем, как по SDE, так и по FOV, четкости и тд. (но, справедливости ради я должен отметить, что по SDE разница прямо вот не очень значительная, но она есть. но я не уверен, что она бы была, если бы пиксельный шаблон был одинакового направления у обеих гарнитур).
Hellblade. Senua. В этой игре пришлось использовать параллельные проекции, т.к. двоилось. Brainwarp тут уже был необходимостью. И тут он уже не мешал, как в автосимуляторе.
SDE тут вообще практически незаметен, то есть реально его не ощущаешь и это круто. Просто очень и очень приятная графика сразу ощущается, глаз радуется :rolleyes: В Lenovo тут было похуже в плане SDE определенно..
14. Видео. Определенно, в 8К видео приятнее смотреть, чем в Lenovo Explorer. Видео выглядит более сглаженным, но не сказал бы, что более четким. Но SDE определенно тут меньше заметно, чем в LEnovo Explorer. И это радует, несомненно. А с помощью широкого FOV можно смотреть видео на впечатляющих размерах экранов. Pimax 8К определенно хорошо подходит для просмотра видео тоже.
15. Трекинг. Проблем нет. Одной базовой станции хватает вполне для симуляторов и других сидячих игр. Жду контроллеры и станции от Pimax, там будем смотреть дальше на трекинг SteamVR. Для меня этот трекинг в в новинку, HTC Vive у меня не было никогда. Насколько знаю, это лучший трекинг. 8-)
(upd2/ замечаю небольшой дрейф, когда нахожусь в кокпите автомобиля и сижу на одном месте, не двигаясь. Камера при этом как-будто гуляет немного. Хз почему так происходит, может потому, что станция всего одна, не знаю. При любой активности это в принципе незаметно и не мешает. Но непонятно, почему так..В SteamVR Home тоже немного гуляет, но меньше. Гуляет именно как-то по кругу, то есть не уезжает совсем. Что-то типа колебаний. Записал видео в AssettoCorsa:
https://www.youtube.com/watch?v=3sPqOXyk68I )
15. Заключение. Пока это только первые впечатления, да еще и на сонную уже голову. Причем начальные были не самые приятные из-за BrainWarp, который просто не нужен в гонках, лучше без него там обходиться.
Потом все стало довольно хорошо. Я увидел, что 8К реально лучше Lenovo Explorer, менее заметный SDE, самый широкий FOV, который раскрывает глаза наружу! Блин, все-таки это большое преимущество как в погружении, так и по функциональности в играх.
Значит, имеем самый широкий FOV, очень увеличивающий погружение - это факт.
Имеем наименьший SDE (Odyssey+ не в счет, т.к. я его не использовал никогда), который бывает и заметен иногда, но забыть про него довольно легко в принципе (особенно в видео-контенте и в красивых графических играх типа HellBlade. В гонках SDE заметен иногда все-таки на горизонте..немного печально, но это лучше Lenovo, а это уже очень хорошо :) )
В общем и целом - 8К для меня это улучшения по всем параметрам, и особенно по FOV. И именно из-за этого и можно, на мой взгляд, Pimax 8К (как и 5K+) воспринимать как гарнитуру следующего поколения VR.
Стоит ли ее брать каждому? Наверное, стоит задуматься любому. Широкий FOV - это все-таки большое преимущество для VR гарнитуры. Если есть производительная система для VR - то брать определенно стоит. (хотя именно новичкам в VR я бы все-таки рекомендовал на сегодняшний день Odyssey+, который сейчас опять по акции всего за 300$ продается. Все-таки это намного дешевле. И это полноценный комплект для VR с трекингом и контроллерами, без SDE, хотя четкости там и не прибавилось, но хотя бы одна из насущных VR-проблем почти решена. А почти - потому, что решена не высоким разрешением, а всего лишь фильтром. Но тем не менее. Ну или дождаться еще HP Reverb можно, там скорее всего будет лучше и четче, все-таки более высокое разрешение RGB 2160х2160 на глаз, а это уже не шутки. Valve index тоже интересно, что выкатят. Но каких-то прорывов в области широкого FOV вроде бы и не ожидается. Хотя вот если бы разрешение HP Reverb засунули бы хотя бы в "Small FOV" новых Pimax-ов - это была бы бомба на сегодняшний день. Маленький FOV у Pimax 8K меня тоже впечатлил на самом деле. И сразу пришла в голову такая мысль, про более высокое разрешение хотя бы с таким FOV за адекватный ценник. Такая гарнитура имела бы бешеный успех, 100%).
Все-таки, нужно еще время на дальнейшую обкатку гарнитуры с широким FOV. Пока что вроде все хорошо.
Для меня главный вопрос был в SDE. А в преимуществе широкого FOV я и не сомневался в принципе.
Так что по возможности буду дополнять.
Кстати, я оплачивал дополнительно: "Тканевый ремешок * 1" и "Подушка для лица * 1". Почему-то не положили... :scratch_one-s_head: