Шлемов у меня было много, все перечислены в подписи. Собственно последние полгода был вообще без шлемов, т.к. времени на это не было совершенно, все собирался заказать рифт, т.к. до сих пор считаю его одним из лучших. На новый год заказал себе рифт по акции 350 долларов думал хоть на НГ поиграться. К WMR всегда был очень скептичен - LCD дисплеи, инсайд трекинг с ограниченной видимостью, странные и глупые ролики год назад, где тетка ходила с VR Shinecon на голове (видимо не было даже прототипа еще). В итоге заказал на пробу Lenovo для сравнения с рифтом, чтобы потом продать, т.к. из-за межглазного 70 мм уже было понятно что Lenovo не подойдет.
Но так получилось, что рифт так и не пришел, амазон глюканул с оплатой, некорректно списал и шлем пришел на таможню, а получить никак, т.к. транзакция не прошла.
В итоге пришел Lenovo один и оценивать пришлось по памяти. Под рукой также есть GearVR с Samsung S6, а также куча видео и фоток с тестов шлемов.
Итак, обновил винду до апдейта 1709, обновил дрова видеокарты, подключаю шлем и вуаля - все запускается и работает сходу. Первое впечатление - очень похоже на рифт, контроллеры лежат в руке хоть и хуже но близко к рифту (безымянный палец лежит на боковой кнопке), курок такой же полированный как в тачах, картинка в шлеме также напоминает рифт (не такая контрастная и яркая как в вайве), и на удивление 90 Гц и LCD без намека на смазы или гхостинг как в Pimax, а также никакой задержки ни на поворот ни на позиционный трекинг шлема и контроллеров. В итоге позиционка, контроллеры, 90 Гц и мгновенный трекинг - 4 составляющие, которые и дают аналогичный рифту и вайву эффект полноценного VR. Короче первое впечатление было выше ожиданий.
В SteamVR установил официальное приложение для WMR и шлем по сути стал HTC Vive, игры окулуса запускаются через Revive (причем последние версии Revive понимают WMR и корректно эмулируют контроллеры WMR для тачей).
Запускал разные демки и игры: Dirt Rally, Arktika .1, Lone Echo, Bullet Train, Robo Recall, First Contact, Elite Dangerous. Почти все запускается без проблем, однако глюки случались, иногда вплоть до перезапуска шлема и зависания компа. Вылечилось обновлением драйверов Nvidia до последней версии. Не удалось нормально завести Robinson's Journey, которая скачивалась в Steam и какая то кривая, то ли под Rift то ли под HTC Vive, через Revive завелась, но нет эффекта 3D. В общем в любом случае будет еще все допиливаться, т.к. поддержка SteamVR вышла недавно и Valve будет 100% способствовать улучшению совместимости.
Конструкция шлема:Lenovo реально легкий шлем, общий вес с обручем по весам - 400 грамм. Сидит на голове хорошо. Т.к. конструкция держится за счет прижима обруча к голове, а не за счет прижима насадки к лицу, то давления на лицо нет. Вопрос увеличения угла обзора решается уже не заменой прокладки. Прокладку по сути можно вообще снять, она играет роль защиты от попадания света, фактор который очень важен, т.к. WMR можно играть только с хорошим светом.
Недостаток Lenovo для меня - это кабель, выходящий справа. В окулусе кабель выходит слева и мешается заметно меньше, кабель справа также раздражал в Pimax 4k. Кабель слева выходит только в Dell судя по картинкам. Также механизм открывания забрала не внушает доверия и кроме того натягивает кабель, поэтому для сохранения надежности им лучше особо не пользоваться. Отсутствие встроенных наушников после окулуса также немного неудобно.
О матрице:Первая LCD матрица которую я вижу без смаза, гхостинга да еще и 90 Гц. Low Persistence работает (мерцает на видео). Теперь я могу точно сказать, что LCD для VR это годно (Oculus Go также выйдет с LCD). Главный плюс - это RGB структура пикселей (белый пиксель это белый, а не из красно-сине-зеленых субпикселей). Шрифты не рваные. Волнообразная структура пикселей напоминает Pimax 4k. По замерам пиксель в 1.32 раза мельче чем в HTC Vive. Видеотест есть на моем канале
https://youtu.be/QnNIPFOSedM.
В итоге SDE лучший их всех шлемов, что я видел. Лучше только Pimax 4k, но там есть другая противная бяка в виде полосок подогрева линз, а также гхостинга которые ощущения портят прилично.
Минус - это не такой глубокий черный цвет и меньше насыщенность цветов чем в OLED. Хотя вопрос насыщенности цветов вопрос чисто программный, т.к. я хорошо накручивал в Pimax 4k Digital Vibrance через драйвер Nvidia. К огромному сожалению в новых дровах Nvidia эту возможность убрали.
В итоге матрица понравилась, яркость достаточная, в целом картинка что-то среднее между Pimax 4k и Oculus CV1, но насыщенности цветов и глубины черного мне лично не хватает, но это вопрос вкуса. Нужно видимо писать в Microsoft чтобы добавили digital vibrance в настройки.
О трекинге Inside-out:Собственно Mixed Reality означает вовсе не смешивание AR и VR, а всего лишь то, что позиционирование в VR привязывается к координатам в реальности. По трекингу у меня был главный скепсис, но как оказалось все весьма достойно, видимо с Hololens на этом съели собаку и каким то чудом трекинг шлема реально работает без задержек, дрожаний и.т.д.. С контроллерами сложнее и по сравнению с рифтом и вайвом они более "жидкие". Тут немаловажным фактором является качество Bluetooth 4.0 приемника который нужно докупать (и это дикость, имхо), на нем лучше не экономить.
Еще хитрость трекинга inside-out - он не 100% абсолютный, работает по принципу относительно смещения но с корректировкой к знакомым границам. К примеру, если сетку не настроить вообще, то положив ноутбук в рюкзак можно идти гулять на улицу получив WorldScale. Но система не гарантирует четкой привязки места в реальном и виртуальном пространстве, т.е. пройдя 10 метров туда и обратно в реале в виртуале вернешься чуток в другую точку. При настройке ограничительной сетки по видимому идет плавная коррекция с учетом отсканированного помещения.
Несмотря на недостатки с контроллерами я реально оценил 2 конкретных преимущества:
Во-первых, никаких внешних камер, станций и проводов. Конкретно для меня это очень важно, т.к. я так и не принял необходимость портить интерьер семейной квартиры висящими под потолком станциями или камерами с отходящими от них проводами. Тот же Oculus Rift меня устраивал схемой расположения камер по бокам монитора, третью камеру вешать сзади под потолком так и не дошли руки. С HTC Vive ситуация осложнялось проблемами трекинга из-за люстры с хрустальными висюльками, у меня случался джиттер даже самого шлема. Как то всегда умалчивается что у вайва есть с этим проблемы - натяжные потолки, зеркала, телевизоры глянцевые ит.д. вносят ошибки в трекинг.
Во-вторых зона румскейла это ВЕСЬ периметр комнаты, что очень актуально для малых комнат. Тут же полноценная свобода и тебе не надо задумываться а видят тебя камеры или нет. Ограничение свободы тут только в руках - нужно держать их в зоне видимости камер -которая примерно 180 градусов по горизонтали и вертикали. Опять же в играх где нужно наклоняться и подбирать с пола никаких проблем как с рифтом.
Главный недостаток трекинга Inside-out - это 100%-я необходимость света. Этот параметр может быть критичен. Во-первых свет ночью может мешать близким, а во-вторых наличие света требует хорошей светоизоляции прокладки шлема. Если в Oculus CV1 большая дырка для носа через которую можно даже на монитор смотреть не снимая шлема не является проблемой при игре ночью, то тут с такой дыркой не походишь.
Еще один нюанс, который я выяснить не смог, но он существует - это возможное ограничение по помещению. Кроме света камерам нужен объем и предметы в комнате за которые нужно зацепляться. Т.е. в пустая комната с однотонными белыми обоями возможно будет все не так хорошо.
О контроллерах:Контроллеры в целом понравились. Тачи гораздо лучше, эти похожи на дешевую подделку тачей, но главное вполне успешно их заменяют, в отличие от вайвовских палок которые хоть и добротные но играть в окулус-игры почти невозможно, т.к. нет стика и удерживать боковую кнопку постоянно нереально практически. Тут есть стик, боковая кнопка лежит прямо под пальцем и легко держится, курок мягкий. Revive успешно эмулирует тачи в окулус играх - стик поддерживается, кнопки B A и X Y эмулируются тачпадом который даже располагается там же где и эти кнопки на тачах, эмуляция жестов тоже почти полностью работает - большой палец касанием тачпанели, сжимание кулака боковым грипом, а указательный палец нажатием курка. Опять же в вайв играх работает полноценно тачпад, которого нет в тачах и тот же Fallour 4 там головная боль. Т.е. контроллеры универсальны и это грамотрый ход со стороны Microsoft - принявшей свое 3-е положение на рынке. Вибро пока не работает в играх окулуса и вайва.
Хлипкость контроллеров оценить пока не могу, но ощущение что они не такие крепкие как у окулуса или вайва есть.
О линзах:Диаметр 42 мм, межглазное 64 мм. С учетом что у меня 70 мм а между линзами 64 мм, то эффект трубы, как в Oculus Dk2, GearVR и соответственно каждый глаз с одного края видит мыло, но опять же с другой стороны зона больше. Т.е. левый глаз видит четкую зону справа от центра, а правый - слева. В сумме двумя глазами четкая зона более широкая, т.к. мозг принимает четкую зону каждого глаза. Для улучшения ситуации пришлось искать решение приближения линз к глазам, и подсказали хороший хак с заменой подушек сзади и спереди. Стало гораздо лучше, но все равно для моих 70мм до Oculus CV1 как до луны (там все четко от края до края).
В итоге по линзам могу сказать, что Lenovo VR примерно как в Oculus DK2 и гораздо лучше Deepoon E2. Просто с oculus CV1 и Vive от этого уже отвыкли, да и на мобильных шлемах в тех же Bobovr Z4, Baofeng S1 линзы имеют хороший sweet spot.
По поводу угла обзора ситуация не до конца понятная. Судя по замерам в специальной таблице (360 градусная фотка), в Lenovo угол примерно такой же как и в CV1. Но в рифте за счет большей зоны резкости эффективный FOV все равно можно считать больше.
Линзы Lenovo настроены на эквивалентное фокусное расстояние 1.4 метра. Для сравнения в Oculus CV1 - 4 метра, HTC Vive - 2 метра, Pimax 4k - 0.4 метра. Т.е. в Lenovo можно рассматривать близкие предметы, в то время как в окулусе уже будет замыливаться. Когда у меня были одновременно Pimax 4k и Oculus CV1 это были два антипода, в Pimax очень четко читались близкие предметы, но был расфокус на горизонте, а в CV1 наоборот комфортно смотреть вдаль, но вблизи надписи подразмывались.
Производительность:По производительности тестов особых не делал, но с GTX1070 суперсемплинг до 1.7 в SteamVR игры многие держат. Главное тут еще то, что даже с меньшим суперсемплингом из-за меньшего SDE картинка приятнее. В том же HTC Vive никакой суперсемплинг уже не поможет т.к. от субпикселей никуда не денешься.
Конечно не хватает фирменного окулусовского ASW который из 45 fps делает псевдо-90fps. В неспешных играх и приложениях он помогает. Возможно что-то подобное Microsoft и добавит позже.
Конечный итог:В целом могу сказать, что продукт получился годным. Это действительно полноценный конкурент рифту и вайву со своими минусами и плюсами. С учетом сегодняшних цен про китайшлемы, NoloVR ит.д. можно забыть окончательно.