Геймерский монитор, по сравнению с обычной моделью, должен соответствовать целому ряду повышенных требований к характеристикам. Это, к примеру, подразумевает низкую задержку при выводе картинки на дисплей, поддержку высокой герцовки и обеспечение хорошо различимых деталей в любых сценах, как в полумраке, так и на ярких локациях. Всё остальное, будь то адаптивная синхронизация, HDR или подсветка, можно считать опциональным. Сегодня знакомимся с монитором MSI Optix G321CQP, недорогим игровым решением от известного бренда.
«Я давно работаю с компьютерным железом и хорошо разбираюсь в технологиях. В повседневных задачах использую 34-дюймовый суперширокий монитор со 120-герцевой матрицей и аппаратным LUT — он годится как для игр, так и работы с графикой.»
«Я работаю дизайнером. Разумеется, у меня есть макбук, графический планшет, iPad и всякие такие штуки, но вот играть я продолжаю на ПК, который сама собрала. Предпочитаю что-нибудь с состязательным геймплеем: Valorant, Overwatch, CS:GO, Dota 2. Поэтому важно, чтобы монитор был шустрым. Дома пользуюсь старым 165-герцевым игровым флагманом, но тогда это была очень дорогая модель, а сейчас 165 Гц есть даже в среднем сегменте.»
«Учусь на 4-м курсе МГТУ им. Баумана на программиста. Вместо компьютера у меня ноутбук, поскольку удобно пользоваться одним устройством, которое позволяет учиться, подрабатывать и проходить всякие гонки и RPG. Лэптоп с OLED-панелью, поэтому дома подключаю его к внешнему дисплею — так меньше устают глаза.»
MSI Optix G321CQP — сравнительно недорогой игровой дисплей, обладающий неплохими заявленными характеристиками. Диагональ — 32 дюйма, разрешение — 2560×1440 точек, частота обновления — 165 Гц (144 Гц по HDMI). Есть матовое покрытие, регулируемая подставка, изогнутая матрица. Видно, что это не флагман, а добротный представитель среднего сегмента, обеспечивающий компромисс между высокой плотностью пикселей и скоростью работы дисплея.
С разрешением 1440р и высокими пресетами графики справляются многие современные видеокарты (GTX 1070, 2060 и выше). А во всяких киберспортивных играх они же уверенно выдают больше 120 fps, обеспечивая преимущество геймера перед противниками в скорости и точности действий. Экран MSI идеально соответствует запросам целевой аудитории — подходит для владельцев «средних» игровых компьютеров, желающих перейти со старых 1080р- или 1440р-моделей на что-то более продвинутое, но относительно недорогое.
После моей 27-дюймовой модели MSI Optix G321CQP кажется огромным: высокий, широкий, изогнутый. Подключали к игровому ноутбуку по HDMI. Особой разницы между 144 и 165 герцами не заметила — по плавности картинки, точности ведения прицела в играх и перемещению курсора по рабочему столу ощущения те же. А вот перед стандартными 60-герцевыми моделями преимущество есть, причём заметное.
Изображение на экране показалось холодноватым — я привыкла к более тёплой цветовой гамме. В остальном монитор как монитор: пиксельной сетки не видно, текст выглядит опрятно и гладко, разве что к изгибу матрицы придётся подстроиться. Конечно, на 32 дюймах хочется уже видеть 4К, но за такие деньги это вряд ли возможно без компромиссов. Так что считаю модель достаточно сбалансированной.
32 дюйма — и это монитор! У родителей дома с такой диагональю стоит телевизор! Размеры с непривычки потрясают, особенно после моего ноутбука. Картинка радует глаз: чёткая, матовая, без заметных засветов по краям. Да, чёрный цвет не назовёшь идеальным, как на OLED-панелях, но в остальном всё понравилось. Разве что изгиб матрицы для такой диагонали показался чрезмерным. По логике он нужен, чтобы расстояние от глаз до центра экрана и его краёв было одинаковым. Но здесь для подобного эффекта необходимо сидеть слишком близко к дисплею, что сводит на нет плюсы такой конструкции. Маркетологи опять перемудрили. Впрочем, пользоваться MSI Optix G321CQP это нисколько не мешает. Спустя пять минут забываешь про кривизну матрицы и сидишь как за обычным экраном.
В киберспортивных дисциплинах важна скорость реакции на события. В игре суммируются все задержки ввода: ваши действия, задержка сенсора мыши, отрисовка кадра, пинг до сервера, вывод картинки и так далее. Уменьшение каждой составляющей позволяет реагировать на действия противника раньше и играть результативнее. У одного только монитора есть 3 характеристики, влияющие на задержки вывода. Первая — непосредственный input lag экрана (разница между поступлением сигнала и выводом на дисплей). Вторая — время отклика матрицы (за какое время ЖК-затворы примут новое положение и отобразят следующий кадр). Третья — длительность кадра на экране (сколько миллисекунд продержится картинка до перерисовки).
По всем трём характеристикам MSI Optix G321CQP заметно превосходит «обычные» мониторы, в том числе модели с повышенной частотой обновления (75-90 Гц). Лучший измеренный результат задержки на вводе — около 4,5 мс. С перерисовкой дела обстоят чуть хуже. Переключение пикселя из тёмного положения в светлое сильно отличается от обратного (из светлого в тёмное), поэтому за шустро движущимися тёмными объектами могут оставаться едва заметные шлейфы. Среднее время отклика — 6 мс, что нормально для матриц такого класса (примерно вдвое быстрее офисных аналогов). Да, 165 Гц — показатель отнюдь не рекордный (сейчас мейнстримовые флагманы поддерживают 240 Гц), но для сравнительного недорого экрана результат достойный. Вы будете видеть новые кадры в 2-3 раза чаще оппонентов с обычными мониторами, а следовательно, сможете точнее стрелять по движущимся мишеням, если руки растут из правильного места.
Протестировала монитор в нескольких шутерах — результат вполне устроил. По части пользовательского опыта MSI Optix G321CQP немногим отличается от моего дорогого домашнего дисплея — здесь тоже нет ни лагов, ни заметного отставания картинки. Иногда появляется странный эффект: тёмные объекты при резких движениях камеры оставляют едва заметный след. Но он почти исчезает, если уменьшить разгон матрицы. Это в целом нормальный нюанс для недорогих геймерских дисплеев.
Порадовала поддержка стандарта FreeSync Premium. Без этой технологии запуск графонистых ААА-хитов на среднем железе — развлечение печальное: фреймрейт скачет, приходится мириться либо с «желейным» управлением из-за VSYNC, либо с разрывами изображения. А тут полный порядок: просадки fps незаметны, всё отрисовывается плавно и чётко.
У меня дома 24-дюймовый FHD-монитор с обычной 60-герцевой матрицей. В основном он используется для сериалов и чтения, в играх по HDMI всё работает очень медленно — старая офисная модель, что с неё взять? На этом фоне MSI Optix G321CQP приятно поражает: на 32-дюймовой диагонали игры выглядят совсем иначе. Начинаешь обращать внимание на детали, которых раньше не замечал. Курсор следует за мышью, как приклеенный, окошки перетаскиваются плавно, камера двигается мягко — кажется, словно кто-то отключил все тормоза и лаги, а ты просто смотришь на какой-то другой мир через стекло.
Заметил только одну странность: небольшие шлейфы за тёмными объектами на экране. Но, как понимаю, это особенность работы матрицы. В реальности на такой нюанс перестаёшь обращать внимание уже на второй-третий день эксплуатации дисплея и просто радуешься плавности картинки.
Вообще, переход на крупную диагональ с высокой герцовкой даёт куда больше эффекта погружения, чем смена видеокарты. Исчезает барьер между происходящим «там» и твоим «здесь», усиливается ощущение присутствия. После такого опыта вернуться к своему старому дисплею мне будет трудно.
Модель оснастили VA-панелью, обладающей типичными для этой технологии особенностями: высокой контрастностью и глубоким чёрным цветом. HDR не поддерживается, так что все замеры я проводил для классического цветового пространства sRGB после сброса настроек экрана до заводских. Монитор не предназначен для работы с графикой, поэтому все данные о цветопередаче — это лишь справочная информация. На вид чуть холодноватая картинка подтвердилась тестами: цветовая температура около 7000 К, избыток зелёного и недостаток красного оттенка придают изображению едва заметную тонировку. К такой особенности привыкаешь за полчаса и больше не замечаешь, если рядом нет другого дисплея. Яркость базового профиля — около 200 кд/м2, максимальная чуть выше — до 250. Годится для комнатных условий, но маловато, чтобы сидеть спиной к окну.
Контрастность высокая (больше 2500:1). Цветовой охват превышает стандартный sRGB, то есть после софтверной калибровки можно добиться неплохой точности воспроизведения оттенков. Из коробки работать с фото и видео не рекомендую: как только сделаете картинку на этом экране приятной глазу, на других мониторах кадры будут казаться блёклыми и желтить — так как вы уменьшите насыщенность и «утеплите» картинку для компенсации лёгкой синевы и избыточной сочности цветов. В остальном же MSI Optix G321CQP не представляет опасности для зрения и неплохо настроен для гейминга, обеспечивая хорошую видимость изображения в играх.
Так как я работаю с графикой, уже на глаз различаю, хорошо или плохо настроен дисплей. Ужасной заводскую калибровку модели MSI не назову, но картинка слишком холодная и очень контрастная. Тем, кто покупает один монитор для гейминга и фотообработки, придётся калибровать Optix G321CQP специальным устройством. В меню эмуляцию цветового пространства sRGB я не нашла, но это нормальная ситуация для недорогих экранов. Поэтому не вижу смысла придираться к недостаточной точности цветопередачи в геймерском мониторе. Свои задачи он выполняет отлично.
В основном сижу за ноутбуком с OLED-панелью — со всеми вытекающими (в том числе глазами от ШИМ на низкой яркости). Очень глубокий чёрный, насыщенные оттенки, заводская калибровка под DCI-P3 в лэптопе делают все фотографии и видео яркими и сочными, порой даже чересчур. Цвета на MSI Optix G321CQP более спокойные. Чёрный, само собой, не такой тёмный, как на OLED, но я не жалуюсь. Главное, что на любом уровне подсветки нет мерцания, можно сидеть с низкой яркостью — глаза не будут уставать! Для меня это важно, поскольку часами работаю с документацией.
Я не занимаюсь обработкой снимков на компьютере, так что не могу ничего сказать про точность цветопередачи монитора. В Windows картинка устраивает, кино выглядит хорошо, в играх всё видно — словом, мне нравится.
У MSI получился адекватный по цене геймерский дисплей, сочетающий важные плюсы: крупную диагональ, шуструю матрицу с поддержкой FreeSync Premium и небольшую задержку ввода. Изгиб панели перестаёшь замечать через пару дней использования. Всё вместе позволяет сказать, что монитор стоит своих денег.
Думаю, MSI Optix G321CQP обязательно найдёт свою аудиторию и много кого порадует — выглядит эффектно, работает неплохо, годится для мультиплеерных заруб, ну и поддерживает FreeSync.
Достойные альтернативы на рынке есть, но их не так много. Большой игровой монитор, который отлично подходит для всяких киберспортивных пострелушек, но стоит меньше 500 долларов? Как говорится, дайте два!
Я впервые поиграл на мониторе размером с телевизор. Могу сказать, что после него 24-дюймовый экран выглядит каким-то... блёклым, маленьким и тормозным. Очень многие штуки познаются в сравнении, и к хорошему привыкаешь быстро. Теперь, если буду менять дисплей, обязательно присмотрюсь к чему-то подобному.